1960 Ferrari 250GT
- Опубликовано: 10.07.2019
Энцо Феррари всегда ставил гонки на первое место. Он начинал, как пилот болида, затем возглавил заводскую команду Alfa Romeo, а со временем открыл и собственную компанию. Первые годы в Ferrari выпускали дорожные модели очень мелкими сериями и только для того, чтобы заработать деньги на разработку гоночных моделей. Но постепенно «жеребцы» из Маранелло начали находить все больше покупателей. Переломным в этом плане стал Ferrari 250 – первая коммерчески успешная модель итальянской марки. Как и все Ferrari тех лет, 250-й поначалу проектировался, как гоночная модель. В начале 50-х годов изменились правила соревнований класса Gran Turismo: объем двигателя ограничили на отметке 3,0 л. В Ferrari решили создать такую модель. Талантливый инженер и друг Энцо Феррари Джоакино Коломбо создал легкий 3,0-литровый V12 с верхними распредвалами, развивавший изначально 230 л. с. Мотор установили на раму из алюминиевых сплавов. В ателье Pininfarina создали изящный и обтекаемый кузов кабриолет. Новинка получила обозначение Ferrari 250 S, ведь в двигателе объем каждого цилиндра составлял 250 куб. см.
Уже в своей дебютной гонке Ferrari 250 S добился успеха – в 1952 году Джованни Бракко и Альфонсо Рольфо победили в самом престижном и сложном соревновании Италии – 1600-километровом марафоне Mille Miglia. Этот триумф вдохновил Энцо Феррари на развитие новой линейки. Год спустя увидели мир гоночные купе кабриолет Ferrari 250 MM (Mille Miglia). Весили они меньше тонны, а потому легко разгонялись до 100 км/ч за 5 с и достигали 250 км/ч.
Двигатель Коломбо получился очень хорошим: он идеально подходил как для гоночных болидов, так и для серийных моделей. Поэтому параллельно с 250 MM начали производство и роскошного туристического купе 250 GT Europa. Оно было ощутимо крупнее гоночных собратьев, ведь колесную базу увеличили с 2200 до 2600 мм. Салон декорировали кожей и деревом. Мотор дефорсировали до 220 л. с. Впрочем, автомобиль мог развивать неплохие на то время 230 км/ч и был очень комфортабельным. За два года выпустили около 50 таких купе.
В 1956 году на смену 250 GT Europa пришел новый 250 GT Boano. Его дизайн стал более стремительным, а на задних крыльях появились небольшие «кили». Мощность двигателя выросла до 240 л. с. Boano оказался более успешным – 120 выпущенных машин.
Параллельно с Boano появилась и модификация – Ferrari 250 Tour de France, названная так, чтобы обозначить победу в престижной французской гонке. Это купе подходило как для повседневного использования, так и для соревнований. Специально для гонок была предложена 260-сильная модификация V12, позволявшая достигать 240 км/ч. Интересно, что именно автомобиль еще дважды (в 1957 и 1958 годах) повторил свой успех в Tour de France – Гран-при, давшему ему название.
Пожалуй, самым выдающимся гоночным вариантом Ferrari 250 стал Testa Rossa 1957 года. Обтекаемый кабриолет получил свое название благодаря окрашенным в красный цвет головкам блока цилиндров. Специально для него мощность двигателя подняли до 300 л. с. Его оснастили полностью независимой подвеской и впервые в истории Ferrari установили дисковые тормоза. Легкий (менее 700 кг) Testa Rossa не знал себе равных в самых известных соревнованиях того времени. Он трижды (в 1958, 1960 и 1961 годах) выигрывал 24-часовую гонку в Ле-Мане и четыре раза триумфовал в американском Себринге (в 1958, 1959, 1961 и 1962 годах).
Кабриолеты Ferrari 250 были не только гоночными, но и серийными. Так, в 1957 году представили Ferrari 250 GT Cabriolet с кузовом от Pininfarina. Но, пожалуй, самым известным является 250 GT California Spyder. Элегантный автомобиль с длинным капотом создали для покупателей в США. Его предлагали с двумя вариантами колесной базы – 2400 и 2600 мм, и двумя версиями V12 – мощностью 240 или 280 л. с. У Testa Rossa позаимствовали дисковые тормоза. Всего выпустили около сотни 250 GT California Spyder и сейчас их цена колеблется в районе 5-10 млн. долларов. Пожалуй, не менее ценен и единственный в своем роде кабриолет 250 GT Nembo Spyder с уникальным обтекаемым кузовом.
Одним из самых красивых автомобилей своего времени стал Ferrari 250 GT Lusso. Купе привлекало утонченными плавными линиями кузова и изящной аркообразной формой крыши. У Lusso V12 развивал 250 л. с., а максимальная скорость составила 240 км/ч. Модель пришлась по душе многим состоятельным автолюбителям и всего за два года собрали 350 этих автомобилей. Еще более успешным стал Ferrari 250 GT 2+2 – первая четырехместная модель итальянской марки. Туристическое купе было просторным и очень комфортабельным внутри, обладало вместительным багажником. Пусть оно было тяжелее собратьев, но все равно могло развить 225 км/ч. Практичный 250 GT 2+2 нашел около тысячи покупателей, что сделало его самым массовым из автомобилей 250-го «семейства».
Вершиной развития гоночных Ferrari 250 стал легендарный GTO 1962 года. Купе получило абсолютно новый сверхобтекаемый кузов с заостренным задним спойлером. Двигатель от Testa Rossa разгонял его до 280 км/ч. На протяжении 1962-1964 годов эта модель выиграла практически все самые важные гонки в классе Gran Turismo и принесла Ferrari три титула чемпиона мира среди производителей. Всего собрали лишь 39 этих уникальных купе.
В начале 60-х годов инициативу в Гран-при постепенно начали перенимать среднемоторные модели. В Ferrari последовали этой тенденции и создали спортпрототип 250 Р и купе 250 LM. Они использовали узлы и агрегаты 250-й модели, но их двигатель был расположен в базе. Его объем увеличили до 3,3 л, а мощность выросла до 320 л. с. Оба болида выигрывали в Ле-Мане: 250 Р в 1963 году, а 250 LM – в 1965. Кроме того, 250 Р отпраздновал еще и победу в Себринге. Ferrari 250 LM даже собирались сделать серийным, но не получили достаточно количества заказов на него.
В общей сложности за 13 лет (1952-1965) произвели свыше 2500 Ferrari 250 всех модификаций, что сделало эту модель первым более-менее массовым творением итальянской марки. Среди владельцев 250-й было немало знаменитостей – принцесса Бельгии Лилиан, актеры Ален Делон, Джеймс Коберн и Стив МакКуин, музыкант Эрик Клэптон, телеведущий Джей Ленно, участник рок-группы Pink Floyd Ник Мейсон. Известный модельер Ральф Лорен владеет сразу несколькими Ferrari 250, среди которых – и Testa Rossa. В наши дни весьма трудно найти Ferrari 250 в хорошем состоянии меньше, чем за 200 тыс. долларов, а некоторые версии вроде того же Testa Rossa или 250 GT Berlinetta SWB оценены в несколько миллионов. Рекордную сумму отдали за Ferrari 250 GTO – 31,7 миллиона долларов. Эти автомобили стоят своих денег, ведь они были одними из лучших спортивных моделей своего времени.