Лямбда зонд

Лямбда зонд, так же называемый датчик кислорода или просто лямбда – это специальный контроллер, измеряющий наличие и количество остаточного кислорода в автомобильных выхлопных газах. Назначение данного устройства – предоставлять электронной системе управления впрыском топлива данные о качестве и полноте сгорания топлива. Она нужна для создания оптимальных условий работы катализатора выхлопа. Применение катализаторов обусловлено жесткими экологическими нормами, предъявляемыми к автомобильным выхлопам, поскольку данные устройства способствуют снижению содержания там углекислоты. Но для полноценного функционирования нужно, чтобы в цилиндрах сгорало строго определенное количество воздуха с минимальной долей отклонения. Для обеспечения настолько точного регулирования сгорающего состава применяются системы питания с регулируемым электроникой впрыском. Датчик кислорода (лямбда-зонд) в них играет роль контролера в выпускном тракте. Место установки лямбда-зонда Для максимально эффективного измерения остатков воздуха в сгоревшей смеси датчик кислорода лямбда зонд монтируется в выпускном коллекторе, располагаясь как можно ближе к катализатору. Информация с него считывается электронным блоком управления топливной системой, которая при необходимости увеличивает или уменьшает интенсивность впрыска топлива в цилиндры. Современные автомобили оборудованы еще одним лямбда-зондом, размещаемым на выходе катализатора, что позволяет еще больше повысить точность приготовления смеси. Принцип действия По принципу работы кислородные датчики бываю нескольких типов: На основе оксида циркония. На основе оксида титана. При изменении состава выхлопа реагирует изменением электрического сопротивления. Широкополосный. Изменяется напряжение и полярность тока. Реагирует не только на отклонения состава рабочей смеси, но и на его численное значение. Работа лямбда зонда основывается на применении гальванического элемента, снабженного парой электродов. Один из них обвевается выхлопными газами, а другой – чистым атмосферным воздухом. В работу датчик лямбда зонд включается только после разогрева до 300 и более градусов, когда циркониевый электролит становится проводником, а различие в количествах поступающего кислорода из выхлопной трубы и атмосферы приводит к появлению напряжения на электродах. Во время пуска и прогрева двигателя кислородный датчик в управлении топливным впрыском не участвует, а коррекция осуществляется через другие сигнализаторы (датчики температуры системы охлаждения, положения дросселя, числа оборотов и прочими). Помимо нагреваемых циркониевых, существуют холодные контроллеры на основе двуокиси титана. Они не генерируют электричество, а изменяют сопротивление воздушному потоку, что и становится сигналом для систем управления впрыском. Такой лямбда датчик кислорода хорош тем, что начинает работать сразу после пуска двигателя, но он не получил широкого распространения из-за сложности конструкции и дороговизны. Встретить лямбда зонд данного типа можно на некоторых моделях Nissan, BMW и Jaguar. Причины выхода из строя Датчик кислорода может начать работать неправильно или вовсе сломаться по целому ряду причин, среди которых: — разрыв в питающей или контрольной электроцепи; — замыкание; — засорение, что случается при использовании топлива с присадками. Особенно пагубно влияют свинец, силикон, сера; — регулярные термические перегрузки, связанные с проблемами зажигания; — механическое повреждение, что порой случается после поездок по бездорожью. По мере службы датчика, замедляется его реакция на изменение состава топливной смеси. Возраст датчика наиболее заметен на моторах с непосредственным впрыском. Датчик лямбда зонд прослужит гораздо меньше положенного при плохом состоянии маслосъемных колец, а также в результате попадание в цилиндры антифриза. Когда лямбда датчик кислорода выходит из строя, содержание углекислоты в выхлопе резко повышается от значения в 0,1-0,3% до 3%, а часто и 7%. Если кислородный датчик не работает, снизить это значение без его ремонта или замены очень сложно. Даже в моделях с двумя зонтами при выходе из строя одного из них, для нормализации работы потребуется серьезное изменение настроек электроники. Признаки выхода лямбда-зонда из строя О том, что датчик кислорода сломался, говорят такие признаки: — ухудшение разгонной динамики; — прерывистый холостой ход; — скачок расхода топлива; — рост токсичности выхлопа, хотя этот параметр без специального оборудования определить невозможно. Чтобы лямбда зонд внезапно не вышел из строя, его нужно регулярно заменять, примерно через каждые 50-80 тыс. километров не подогреваемые датчики; 100 тыс. – подогреваемые и каждые 160 тыс. км – планарные. Но прежде чем выбрасывать старую лямбду конечно же нужно проверить лямбда-зонд и узнать его реальное состояние Специалисты рекомендуют производить проверку лямбда датчика и систему, регулирующую топливную смесь, каждые 30 тыс. км. Это не защитит от поломок вследствие механического повреждения или засорения, но спасет от поломки из-за износа. Своевременная замена лямбда-зонда, это: — экономия до 15% топлива; — минимизация токсичности выхлопа; — продление ресурса катализатора; — улучшение динамических характеристик автомобиля. Устранение неисправностей Официально технологии ремонта лямбда-зондов нет. То есть, если поломка не в контактной сети, то устройство подлежит замене. Подпольными СТО практикуется восстановление датчиков, переставших работать из-за отложения нагара под защитным колпачком, путем удаления налета. Делается это с помощью промывки датчика в ортофосфорной кислоте, не уничтожающей его электроды. Мойка помогает далеко не всегда, и если датчик после нее не заработал, его все же придется заменить.

Лямбда зонд

Лямбда зонд

Лямбда зонд

Лямбда зонд

Лямбда зонд

Лямбда зонд

Про admin

Проверьте также

В бельгийский музей Abarth Works Museum завезли ВАЗ-2103 с АКПП

⠀ В это сложно поверить, но советские «Жигули» тоже выпускались с «автоматом». ВАЗ-2103, оснащенный трехступенчатой …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *