Домой / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ИСТОРИИ / Лямбда-зонд (датчик кислорода). Что это и как оно работает?

Лямбда-зонд (датчик кислорода). Что это и как оно работает?

Какая связь между катализатором и лямбда-зонд? Лямбда зонд Лямбда-зонд — это датчик кислорода (Oxygen Sensor), устанавливаемый в системе выпуска. В выхлопной системе автомобиля, как правило, их один или две штуки. Первый датчик лямбда-зонд всегда устанавливается сразу после выпускного коллектора, чтобы выхлопные газы обтекали рабочую поверхность датчика, а второй, если есть, сразу после катализатора. Применение лямбда-зонд обусловнено жесткими экологическими нормами по снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор предназначен для снижения выброса токсичных отработавших газов. В свою очередь, катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси катализатор выходит из строя очень быстро – вот тут и необходим датчик кислорода,он же лямбда-зонд (ЛЗ), он же O2-датчик. Название датчика кислорода происходит от греческой буквы L (лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси. Избыток воздуха в смеси измеряется весьма оригинально – путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (O2). При оптимальном составе этой смеси, когда на 14,7 части воздуха приходится 1 часть топлива, L равна 1. Окно эффективной работы катализатора очень небольшое: L = 1±0,01. Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным (дискретным) впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда-зонда. Поэтому лямбда-зонд устанавливается перед катализатором. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива (ЭБУ), а тот в свою очередь анализирует и оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры двигателя топлива. Как мы уже упомянали выше, на некоторых современных автомобилях имеется дополнительный датчик лямбда-зонд, который устанавливается на выходе катализатора. Это позволяет увеличить точность приготовления смеси и контролировать работу катализатора, чтобы трехкомпонентный катализатор смог полностью выполнить свое предназначение и сократить объем вредных выбросов до минимума. Лямбда-зонд, как правило, изготавливают из циркониевого сплава (используется керамический элемент на основе двуокиси циркония, покрытый платиной) — гальванический источник тока, меняющий напряжение в зависимости от температуры и наличия кислорода в окружающей среде. Конструкция его предполагает, что одна часть соединяется с наружним воздухом, а другая — с выхлопными газами внутри трубы. В зависимости от концентрации кислорода в выхлопных газах, на выходе датчика появляется сигнал. Контроллер принимает сигнал с ЛЗ, сравнивает его с значением, прошитым в его памяти и, если сигнал отличается от оптимального для текущего режима, корректирует длительность впрыска топлива в ту или иную сторону. Таким образом осуществляется обратная связь с контроллером впрыска и точная подстройка режимов работы двигателя под текущую ситуацию с достижением максимальной экономии топлива и минимизацией вредных выбросов. Возможные причины поломки лямбда-зонд: 1)некачественный бензин, железо, свинец забивают платиновые электроды за несколько неудачных заправок; 2)перегрев корпуса датчика из-за неправильно установленного угла опережения зажигания, сильно переобогащенной топливной смеси; 3)масло в выхлопной трубе из-за плохого состояния маслосъемных колец; 4)сбои в системе зажигания, хлопки в глушителе и в выпуске разрушающие хрупкую керамику; 5)удары; 6)многократные (неудачные) попытки запуска двигателя через небольшие промежутки времени, что приводит к накапливанию несгоревшего топлива в выпускном трубопроводе, которое может воспламениться с образованием ударной волны; 7)попадание на керамический наконечник датчика любых эксплуатационных жидкостей, растворителей, моющих средств; использование при установке датчика герметиков, вулканизирующихся при комнатной температуре или содержащих в 8)своем составе силикон; 9)обрыв, плохой контакт или замыкание на «массу» выходной цепи датчика. Возможные признаки неисправности лямбда-зонд: 1)неустойчивая работа двигателя на малых оборотах; 2)ухудшение динамических характеристик автомобиля; 3)повышенный расход топлива; 4)повышение температуры в районе каталитического нейтрализатора или его нагрев до раскаленного состояния; 5)характерное потрескивание в районе расположения каталитического нейтрализатора после остановки двигателя; Можно ли отключать лямбда-зонд после замены катализатора на пламегаситель? После замены катализатора на пламегаситель, наличие кислородного датчика, как детали выхлопной системы, обеспечивающей в числе прочего эффективную работу катализатора, становится не важным. Отсюда вопрос: допускается ли эксплуатировать автомобиль совсем без лямбда-зонда? Однозначного ответа для всех автомобилей нет. Наиболее просто и правильно эта задача решается в том случае, если у данного автомобиля предусмотрена возможность перепрограмировать контроллер на режим работы без катализатора. Это возможно у большинства BMW с "мозгами" BOSH (Siemens не перепрограмируется). В этом случае после замены катализатора на пламегаситель меняется программа управления и лямбда-зонд просто снимается и всё. У некоторых марок автомобилей перепрограмирование невозможно и, если неисправность датчика сильно влияет на работу мотора, тогда выхода нет — необходимо устанавливать исправный датчик лямбда-зонд . Взаимозаменяемость лямбда-зонд . Рекомендованные заводом-изготовителем лямбда-зонды и сходные по конструкции циркониевые датчики могут быть взаимозаменяемы. Возможна замена неподогреваемых датчиков на подогреваемые (но не наоборот!). Однако при этом может возникнуть проблема несовместимости разъемов и отсутствия в автомобиле цепи питания для нагревателя лямбда-зонда. Недостающие провода можно проложить самостоятельно, а вместо разъема использовать стандартные автомобильные контакты. Рекомендуется использовать графитовую смазкуI, чтобы датчик не прикипел к выпускному коллектору.

Лямбда-зонд (датчик кислорода). Что это и как оно работает?

Лямбда-зонд (датчик кислорода). Что это и как оно работает?

Лямбда-зонд (датчик кислорода). Что это и как оно работает?

Лямбда-зонд (датчик кислорода). Что это и как оно работает?

Лямбда-зонд (датчик кислорода). Что это и как оно работает?

Лямбда-зонд (датчик кислорода). Что это и как оно работает?

Лямбда-зонд (датчик кислорода). Что это и как оно работает?

Лямбда-зонд (датчик кислорода). Что это и как оно работает?

Лямбда-зонд (датчик кислорода). Что это и как оно работает?

Про admin

Проверьте также

Василий Казаков занимается кузнечным делом уже 12 лет! Изготавливает отличные ножи

Пишите ему https://vk.me/id546799888 Тест кинжала самурая –– ТАНТО от БАРК Кинжал самурая –– Танто ручной …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *