3105 Волга

Последняя "Чайка" сошла с конвейера 24 декабря 1988 года. А два с половиной года спустя на полигоне НАМИ уже полным ходом шли испытания прототипов нового горьковского легкового автомобиля ГАЗ-3105. Все средства массовой информации, анонсировавшие появление новой "Волги", в один голос утверждали, что эта модель должна прийти на смену "Чайке", причем подразумевался не класс автомобиля (литраж, габариты и т.п.), а его социальная роль. Интересно, что примерно в том же духе высказывались и сами создатели автомобилей нового семейства. На первый взгляд, все это напрочь лишено внутренней логики, ведь "Чайка" была снята с производства не в связи с устареванием, что подразумевало бы создание более современного аналога. Ее просто "ликвидировали как класс" — под лозунгами демократизации. Зачем же разрабатывать замену "репрессированному" автомобилю? Есть все основания полагать, что раздутая в прессе шумиха — вынужденный стратегический ход дирекции Горьковского автозавода, обеспокоенный судьбой проекта. Концепция новой легковой платформы для целого семейства легковых автомобилей среднего класса(по тогдашней терминологии автопрома СССР, по европейской E-Fклассы!), которые должны были сменить на конвейере архаичную "двадцать четвертую" "Волгу"и модель 3102, была сформулирована горьковскими конструкторами еще в 1986 году. Это семейство включало передне или полноприводной автомобиль ГАЗ-3103 (с четырехцилиндровым бензиновым двигателем) ГАЗ-3104 и полноприводной ГАЗ-3105 с мощным шести- или восьмицилиндровым мотором и максимальным количеством дополнительного оборудования.В одном из заводских документов, связанных с перспективным семейством, есть графа "Основные постановления, решения и приказы". В разделах "На опытную разработку" и "По организации производства" значится одно и то же Постановление Совета министров СССР от 13.07.87 № 786-186. Это доказывает, что ГАЗ получил госзаказ на проектирование новой модели автомобиля среднего класса минимум за год до принятия решения о прекращении выпуска "Чайки". Речь шла о создании новой модели современного легкового автомобиля, способного конкурировать на внешнем рынке. Инновационной для отечественного автопрома была уже сама компоновочная схема. Конструкторы, не без оглядки на западные аналоги, замахнулись на полный привод, изначально предназначенный не для повышения проходимости, а для более "послушного" поведения машины при резких ускорениях, на поворотах или скользкой дороге. При этом автомобиль оставался на 100% легковым, да еще представительского класса, что исключало нагромождение агрегатов привода в трансмиссии и изменение компоновки в ущерб комфорту пассажиров. Таким образом, применение привычной схемы "двигатель — КПП — раздаточная коробка — карданные валы — ведущие мосты" было исключено. Для примирения полного привода с легковым несущим кузовом двигатель был вынесен вперед за пределы колесной базы, а вал от межосевого дифференциала к передней главной передаче проходил внутри полого вторичного вала коробки передач. Такая конструкция позволила объединить в одном блоке механическую пятиступенчатую КПП, блокирующийся с места водителя межосевой дифференциал и главную передачу переднего привода. "Многофункциональный агрегат" получился достаточно компактным. он не пытался отвоевать место в передней части салона и не требовал лишнего пространства под днищем автомобиля. Применение и спереди, и сзади независимой подвески типа MacPherson позволило освободить задний диван из "узилища", образованного колесными арками и громоздкой "трубой" заднего моста. По сравнению с ГАЗ-31029, при совсем незначительном увеличении колесной базы (всего на 7 см) салон стал длиннее почти на 30 см, что позволило сделать продольное положение подушки заднего дивана регулируемым. Ни с архитектурой "классической "Волги", ни с архитектурой "Чайки" новый автомобиль не имел ничего общего. Не менее революционным для Горьковского автозавода был и специально сконструированный для ГАЗ-3105 V-образный восьмицилиндровый двигатель рабочим объемом 3,4 л и мощностью 170 л.с. Динамические показатели мотора были таковы, что пришлось оснащать его ограничителем максимальных оборотов. Головки цилиндров и поршни отливались из алюминиевого сплава, безгильзовый блок цилиндров — из чугуна. Опиравшийся на пять коренных подшипников коленвал снабжался гасителем крутильных колебаний. Два верхних чугунных распредвала (по одному на каждому головку) приводились двурядной цепью с гидравлическим натяжителем. При этом клапаны имели такой же привод, как на правительственных ЗИЛах — через гидравлические толкатели с автоматической компенсацией зазора. Крутящий момент на навесные агрегаты (насос гидроусилителя руля, генератор и компрессор кондиционера) передавался поликлиновым ремнем через натяжной и промежуточный ролики. Система смезки оснащалась полнопоточным масляным радиатором с термостатным регулированием Силуэт новой "Волги", пластика ее оперения и декор экстерьера по меркам тех лет не были сверхпрогрессивными. Что-то обуславливалось архитектурой платформы (например, длинный передний свес и колесная база), что-то вписывалось в текущие тенденции автомобильной моды. Оформление передка свидетельствовало о попытках преуспеть в красоте и аэродинамике и при этом сохранить фирменный стиль, наметившийся в дизайне ГАЗ-3102 и ГАЗ-31029. Облик первых прототипов определяло боковое остекление. Сегодня трудно сказать, что именно стало причиной появления сложносоставных боковых окон, нижняя половина которых оканчивалась много ниже поясной линии, — технологическая беспомощность или стремление дизайнеров создать нечто экстраординарное. В результате экстерьер получился "инопланетным": трудно представить, что столь смелое даже для обычных "общегражданских" машин решение художники использовали при создании автомобиля, предназначенного для чиновников высокого ранга Следует подчеркнуть, что мотор ГАЗ-3105 не только проектировался, но и изготавливался на Горьковском автозаводе, в подразделении, называемом ПАМС (производство автомобилей малых серий). Никакого отношения к ЗМЗ этот двигатель не имел. К тому, что уже сказано о трансмиссии, можно добавить, что и в переднем, и в заднем приводах ведущие полуоси передавали крутящий момент через внутренние и наружные шариковые ШРУСы.В перечень "изюминок" остается добавить оборудованные системой ABS дисковые тормоза на всех колесах и реечное, со встроенным гидроусилением рулевое управление. Разрабатывая кузов, дизайнеры огромное значение придавали его аэродинамическим характеристикам. Коэффициента лобового сопротивления Сх, равного всего 0.3, удалось достичь благодаря сильно наклоненным и вклеенным в проемы стеклам (лобовому и заднему), вписанным в поверхность крыльев фарам и задним фонарям и множеству других элементов, в равной степени влияющих и на дизайн, и на аэродинамику. Запрет на производство "Чайки" удалось обернуть в свою пользу: шумиха вокруг борьбы с привилегиями к этому времени уже улеглась и подзабылась, а вот простой производственных мощностей, ранее задействованных в выпуске ГАЗ-14, выглядел "хозяйственным нонсенсом". Быстро сориентировавшись в ситуации, министерство своим указом приостановило работу над "бюджетными" модификациями новой "Волги", объявив приоритетным создание полноприводной восьмицилиндровой люксовой версии ГАЗ-3105 для замены "Чайки" в номенклатурном автопарке страны. Как это редко бывает в автостроении, серийные версии не разительно отличались от концептов, у вышедших в 1992 году авто были изменены :боковое остекление(двери, задние глухие форточки), решетка радиатора и дизайн салона Салон был просторным и роскошным.Травмобезопасная рулевая колонка регулировалась по углу наклона и "вылету". Передние сиденья имели регулировку положения и наклона спинки и даже высоты подушки. При этом регулировка оснащалась электроприводами с кнопочным управлением, а подушки и спинки имели электроподогрев с автоматическим поддержанием заданной температуры. Пассажиры заднего сиденья, изменяя продольное положение подушки, одновременно меняли угол наклона спинки. Увы, прежний алгоритм запуска автомобиля в серию, при котором "виза" государственной приемочной комиссии автоматически означала целевое бюджетное финансирование, больше не действовал.Работа над проектом "3105" начиналась еще в СССР, в период, когда с высоких трибун только-только прозвучали слова "хозрасчет" и "самоокупаемость". В стране по-прежнему хозяйничал всемогущий Госплан, и никто не мог предположить, что уже к середине 90-х великая держава развалится, а промышленные гиганты будут не только самостоятельно решать, что и в каком объеме производить, но и искать рынки сбыта своей продукции. Государство, в середине 80-х годов выступившее пусть формальным, но заказчиком, в 90-х оказалось в роли покупателя, не готового платить за товар запрошенную цену. При этом обвинить ГАЗ в какой-то запредельной алчности нельзя. Себестоимость сверхсложного, с точки зрения технологий производства и сборки, автомобиля оказалась очень высокой, тем более что изначально речь шла о мелкосерийном производстве, а не постановке машины на одну из нитей конвейера. Двигатели, кузова, ведущие мосты, подвески и изделия из пластмассы изготавливали на ГАЗе в подразделении ПАМС, а тормозные механизмы, климатические установки, электростеклоподъемники, рулевые механизмы с гидроусилителем планировали закупать за границей. Уже в 1993 году отпускная цена на ГАЗ-3105 составляла около 80 тысяч долларов. Государственные структуры, для которых автомобиль и создавался, к таким расходам оказались не готовы, причем не столько материально, сколько морально. Непреодолимым препятствием стала психология восприятия. Новая "Волга", сколь бы совершенной и инновационной она ни была, все равно оставалась "всего лишь" "Волгой". Отпускная цена на ГАЗ-31029 во второй половине 1994 года составляла 35,7 млн. рублей, ГАЗ-3102 — около 50 млн. руб. А ГАЗ-3105 завод вынужден был продавать за 247 миллионов! За такие деньги чиновники могли приобрести сопоставимые по классу иномарки — "Мерседесы" или "Ауди". Даже если допустить, что новая "Волга" ни в чем не уступала зарубежным аналогам.В 1993 году государство сделало неуклюжий реверанс: первый вице-премьер правительства РФ Владимир Шумейко подписал в адрес АО ГАЗ телеграмму, предписывавшую приступить к сборке пяти (!) автомобилей ГАЗ-3105 для аппарата президента и правительства РФ. Этим заявленная ранее кампания по заполнению новой "Волгой" ниши, которую в номенклатурных гаражах прежде занимала "Чайка", себя исчерпала. Пытаясь "популяризировать" свою новую модель, Горьковский автозавод несколько лет подряд "катал" ее по всевозможным международным автосалонам (дебют состоялся в 1993 году в Брюсселе). Автомобиль неизменно вызывал восхищение широкой публики и высокие оценки специалистов, однако запредельная цена так и не позволила новой "Волге" найти свою нишу на рынке. В 1996 году мелкосерийное производство ГАЗ-3105 было прекращено в связи с нерентабельностью.Итогом вместо планируемого выпуска в 250 автомобилей в год, выпустили около 55.

3105 Волга

3105 Волга

3105 Волга

3105 Волга

3105 Волга

3105 Волга

3105 Волга

3105 Волга

3105 Волга

3105 Волга

Про admin

Проверьте также

Минутка юмора

Минутка юмора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *